МБОУ "Бичурская СОШ № 2"
с. Бичура Бичурский район Республика Бурятия
  • Психологическое сопровождение

    Кто такой «психолог»? 

    Психолог — не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств.

    Каждый человек имеет право на ошибку. И каждому может быть необходима помощь и поддержка. И спросить её не стыдно.

    Но получить помощь можно, только искренне желая её. Если ни у вас, ни у ребёнка нет мотивации к изменению себя и своего отношения к проблеме – никто не сможет вам помочь насильно.

    О психологе думают, что это кудесник, который все проблемы и ситуации, формировавшиеся годами, может разрешить за 1 час, и, что самое приятное, вам ничего не нужно при этом делать самим. Это всё мифы, очень далёкие от реальности.

     Задача психолога – помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни. Ведь каждый случай индивидуален.

    Не рассчитывайте, что вам скажут, какой путь выбрать, решение всегда останется за вами. А за решением последует труд. Каждодневный труд по изменению устоявшегося порядка и знакомых вариантов поведения. Это тяжёлая работа, которую кроме вас никто сделать не сможет. Зато, с какой гордостью вы сможете потом оглянуться на проделанный путь и сказать себе: я это смог.


    Работа педагога психолога осуществляется в следующих направлениях:

    Психологическая диагностика подразумевает углубленное изучение индивидуальных особенностей личности и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; диагностику способностей и интересов (в том числе профессиональных)

    Консультативная работа (с указанием контингента консультируемых, проблем обращения, количества обратившихся и количества консультаций);

    Психологическое консультирование включает в себя оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании причин различного рода психологических проблем, их анализе и решении, оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений.

    Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, психолого-педагогических консилиумов, консультаций по запросу как со стороны педагогов, так и родителей. 

    Проблематика обращений:
     

    • Проблемы связанные с освоением образовательных программ
       
    • Проблемы связанные с воспитанием
    • Проблемы связанные с поведением
    • Проблемы связанные с эмоциональным состоянием ребенка
    • Индивидуальные личностные особенности развития ребенка
    • Проблемы связанные с развитием коммуникативных навыков и речевой культуры детей
    • Психологическая подготовка к экзаменам
    • Права ребенка в сфере образования
    • Планирование действий для желающих принять на воспитание в свою семью ребенка
    • Социализация личности обучающегося
    • Профориентация
    • Межличностные отношения/конфликты в семье и школе


           Психологическая профилактика предполагает деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья и благополучия растущего человека, на предупреждение возможных проблем развития личности и межличностных отношений участников образовательного процесса. Психологическая профилактика проводится в совместной работе психолога с другими специалистами школы.

    Психологическое просвещение предполагает повышение уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение обучающихся информацией о возможности решения возникающих психологических проблем.

    Коррекция и развитие личности заключается в систематической целенаправленной работе педагога-психолога с обучающимися, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направлена на помощь им в преодолении нарушений и трудностей поведения и развития.  Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка.

     В работе с каждым возрастом расставлены следующие приоритеты:

    1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым.

    5-6 классы - обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация обучающихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.

    7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

    9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.


    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
    Чем опасен интернет?

    Интернет – очень полезное изобретение человечества! Для детей он является источником знаний, помощником в учебе, содержит много увлекательных фильмов и игр. Однако интернет является также и источником многочисленных опасностей. Безопасность детей в интернете зависит от взрослых – родителей и педагогов. С каждым ребенком, который пользуется компьютером или мобильным устройством, имеющим подключение к интернету, необходимо обсудить вопросы безопасного пользования сетью. Ребенок должен знать, как защититься от опасностей, исходящих из сети, не стать жертвой или соучастником преступлений.
    ❗❗❗Опасность № 1: Кибермошенничество. Так называют преступления, направленные на получение доступа к личной информации (похищение данных: номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли) с целью причинить материальный или иной ущерб. Установите на компьютер или на мобильное устройство антивирусную программу! Воспользуйтесь программами родительского контроля! Объясните ребенку, что сообщать кому-либо в интернете данные своих документов, секретные коды кредитных карт, пароли доступа к сайтам, на которых хранится личная информация – категорически нельзя!
    ❗❗❗Опасность № 2: Кибербуллинг (кибернасилие, травля в интернет). Кибербуллинг – обобщающее понятие. Насилие, распространяющееся через сеть, часто может иметь продолжение и в реальной жизни. Ребенок должен знать, что за маской сверстника, партнера по играм, может скрываться взрослый, вынашивающий преступные замыслы. Ребенок не должен сообщать свой адрес, номер школы, настоящее имя и фамилию незнакомцам, тем более – назначать с ними встречи, отправлять свои фотографии. В случае, если ребенок подвергся в сети оскорблениям или угрозам, он должен прекратить на время всякую активность в сети, удалить обидчика (обидчиков) из контактов или покинуть сообщество, где его оскорбляют. При переносе насилия в реальную жизнь следует незамедлительно обратиться в администрацию учебного заведения (если случаи травли происходят в школе) и в правоохранительные органы.
    Ребенок, подвергающийся насилию в интернете, страдает ничуть не меньше, чем ребенок, подвергающийся реальному насилию. В случае, если у ребенка изменилось поведение, настроение, нарушился сон, аппетит, ребенок начал высказывать идеи своей «малоценности», говорить о бессмысленности жизни – следует немедленно обратиться за помощью к врачу-психиатру!
    ❗❗❗Опасность № 3: Формирование зависимости от интернет (игр, социальных сетей, просмотра видео, мессенджеров и др.). Интернет - зависимость – группа патологических состояний, нехимических (поведенческих) аддикций, при которых зависимость формируется от типичных видов поведения, характерных для пользователей интернета. В МКБ-10, действующую в настоящее время в России, интернет-зависимость не включена. Основные формы интернет-зависимости представлены: броузингом (перелистыванием страниц), шоппингом, использованием социальных сетей, использованием видеоигр, использованием сетевой порнографии, перепиской в электронной почте и мессенджерах. Строгих общепринятых критериев диагностики интернет-зависимости нет, но если ребенок постоянно думает об игре (просмотре видео, переписке), даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть (посмотреть видео, войти в социальную сеть); испытывает беспокойство, раздражительность, злость или грусть при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нельзя воспользоваться сервисами социальных сетей, мессенджеров, почты; постоянно мечтает о все более мощном компьютере или смартфоне; отказывается от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр, социальных сетей или переписки; лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённого за экраном; использует интернет для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний – его состояние можно охарактеризовать как зависимость. Это повод обратиться за помощью к врачу.
    Для интернет-аддикции характерно развитие тревожных и депрессивных состояний, сопровождающихся снижением настроения, нарушением сна, снижением аппетита, ажитацией, агрессией и аутоагрессией. Родители должны немедленно обратиться к врачу при самоповреждающем поведении, суицидальных угрозах, посещении ребенком ресурсов, рекламирующих самоповреждения и суицид.

    Буклет  по наркомании

          

    Отвечайте на вопросы детей:

    Говорят, что если захотеть, наркотики можно в любой момент бросить?  Неправда!  Зависимость держится годами, даже, если человек за это время ни разу не употреблял наркотики. Через 25 и 50 лет зависимость сохраняет, если человек принял немного наркотика, он тут же сорвётся.

    Говорят, что наркотики помогают решать жизненные проблемы? Неправда!
    У людей, употребляющих наркотики, проблем гораздо больше — со здоровьем, с родителями, учебой, работой, полицией.

    После одного раза не привыкают? Неправда! Зависимость после некоторых наркотиков возникает сразу.

    В жизни надо попробовать всё.     Неправда!  Наркотики также опасны для жизни. Можно полетать вместо наркотика на дельтаплане, залезть на скалу, заняться  дайвингом.

    Отвечайте на вопросы детей:

    Есть лёгкие наркотики? Неправда! Зависимость и изменения в мозге вызывают абсолютно все наркотики, включая так называемые «лёгкие».

    Говорят, что от наркотиков бывает кайф?

     Неправда!  Некоторые, попробовав наркотик в первый раз, вообще не испытывают никаких приятных ощущений. Вместо того, чтобы попасть в нирвану, они оказываются в санузле в обнимку с унитазом. Это нормальная защитная реакция особо крепких организмов на прием яда. Последние исследования показывают, что от приема ЛСД не в компании, а дома, вместо галлюцинаций бывает сильная головная боль. Получается, мы много фантазируем о действиях наркотиков и получаем ожидаемое.

    Говорят, что с наркотиками жить веселее?

      Неправда!  Веселее жить наркоторговцам. Они богатеют за счет смертей других людей.

              

    Наркомания — это болезнь. Человек  придумывает всё новые оправдания для своего употребления.  Меняется характер наркомана, стираются жизненные ценности.  Человек начинает хитрить и манипулировать  окружающими. 

     Придумываются все новые причины, которые «вынуждают» подростка принимать наркотики. Часто наркоманию называют «болезнью отрицания». Зависимый человек  отрицает или преуменьшает свою болезнь до тех пор, пока он не достигнет своего «ДНА». Только тогда появляется искреннее желание решать проблему, а не убегать от нее. Часто наркоманы рано умирают, калечатся, попадают в тюрьмы, сходят с ума.

    Наркомания — эпидемия нашего века, которая распространяется, в том числе и на детей. Причем более всего «заражению» подвержены подростки.   Проблема вызывает страх, негатив, боль, сочувствие, и мало кто задумывается над тем, что надвигающуюся беду можно предотвратить, если вовремя заметить.

    Почему подросткам интересны наркотики?

    Пубертатный период — это время бурь и страстей, становления и принятия себя и мира. Тинейджеры плохо понимают жизнь вокруг, но пытаются найти в ней свое место. Им важно войти в общество, уже имея определенный жизненный опыт. Они хотят иметь собственное мнение обо всем, что происходит в мире взрослых. Подростки переживают личные драмы, волнуются по поводу своих интересов, получают уроки отношений с противоположным полом, а потом чувствуют себя неоцененными, разочарованными.      И тут в их жизни появляются наркотики, которые меняют сознание, сложное, по ощущениям детей, делают легким, снимают барьеры в общении со сверстниками, заставляют иначе

    смотреть на себя и на свою внешность, чувствовать себя привлекательными, уверенными, раскрепощенными.

    Подростки не думают о последствиях. Подростки пробуют. Так начинается катастрофа.

    Мероприятия по профилактике наркомании

    Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся  лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

     Информацию подготовил педагог-психолог МБОУ «Бичурская СОШ №2» Агафонова А.А.

    Профилактическая работа

    Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе. Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам. Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

    Немаловажной в профилактике наркомании является санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Но по этому вопросу на сегодня нет единого мнения. Одни специалисты рекомендуют проводить медицинскую пропаганду в школе на протяжении всего учебного года. Другие считают необходимым ввести в учебную программу курс по профилактике наркозависимости.

    Представителями наркологической службы в школах и вузах должны проводиться семинары по обучению преподавателей простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формированию у подростков настороженности к этой проблеме. Необходимы рассказы о реальных случаях тяжких последствий наркотизма – медицинских и социальных.

    Документация

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie