МБОУ "Бичурская СОШ № 2"
с. Бичура Бичурский район Республика Бурятия
  • Профилактическая работа

    Буллинг в школе

    Стремление защитить ребенка — это инстинкт любого родителя. Но когда речь идет о конфликтах в школе, важно понимать, где реальное унижение и травля, а где недопонимание и незначительный конфликт.

    ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ
    Систематическое издевательство, травля, где используются публичные оскорбления, в том числе в Интернете, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство - примерно так травля описана в документах прокуратуры.

    Проблема в том, что пока в законе нет отдельного понятия «буллинг» или «травля» (под которым подразумевалась бы травля в школе). Но есть такие понятия как оскорбления, угрозы, нанесения вреда здоровью, морального ущерба, доведения до самоубийства, и так далее, за которые предусмотрена ответственность.

    - На что нужно обратить внимание: за действия насильственного характера, оскорбления или унижения виновный будет нести ответственность, кем бы он ни был, - поясняют в Роскачестве. - Можно привлечь к ответу учителя, а также несовершеннолетних обидчиков. За них в ряде случаев будут отвечать совершеннолетние представители (родители или опекуны).

    ПРОБУЙТЕ МИРНЫМ ПУТЕМ
    Родители часто оказываются в неоднозначной ситуации: боятся, если начнут разбираться, это усугубит ситуацию. Но часто именно активные действия сами по себе могут частично или полностью решить проблему.

    Изначально все же стоит постараться решить проблему мирным путем. Это, так сказать «досудебное разбирательство», необходимо проводить через администрацию школы. И в первую очередь — обратиться к учителю. Обычно это помогает.

    Но если не принесло результата (или проблема в учителе) — к завучу или сразу к директору школы.

    Важно изначально быть вооруженными аргументами:

    * Если учителя или другие родители позволяют себе некорректное поведение, желательно иметь этому подтверждение (видео, аудио): стоит записывать на диктофон все разговоры, привлекать свидетелей.

    * Если доходит до физического ущерба, обязательно нужно обращаться в травмпункт и фиксировать все травмы. При этом нужно проследить, чтобы врач написал в справке, что травма возникла именно в результате действия (или бездействия) третьих лиц. Грубо говоря, ребенок не сам упал, а его толкнули.

    ЕСЛИ «МИРНЫЙ СПОСОБ» НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ
    Увы, это не исключено, потому что администрация школы часто консервативна, не хочет выносить сор из избы, разбираться, и вообще не видит причин для исправления ситуации. Значит пришла пора действовать официально.

    1. Основное — оформление заявления.

    В нем требуется описать ситуацию максимально подробно и потребовать, чтобы конфликт разрешился с максимально положительным для ребенка результатом.

    Если несколько детей (или весь класс) подвергаются травле, желательно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. Если имеются доказательства (фото, справки, записи, видео, и так далее), их можно и нужно приложить.

    ВАЖНО!

    Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей (его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть).

    Ответить вам должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников (если в конфликте задействован учитель) или принять меры к ученикам, их родителям (если травят дети).

    Администрация школы несет ответственность за вред, причиненный ученикам в стенах учебного заведения.

    Помните: не отвечать на обращение родителей теоретически они не имеют права.

    2. Если результата нет.

    Если ваше заявление игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции — комиссию по делам несовершеннолетних управы района, инспектору по делам несовершеннолетних, в Департамент образования и, наконец, в прокуратуру.

    Дело может дойти даже до суда. Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка.

    НА КАКИЕ ЗАКОНЫ МОЖНО ОПИРАТЬСЯ
    Права человека, в том числе права ребенка в школе, затрагиваются во многих документах. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться:

    1. Ст. 21 Конституции РФ.

    В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    2. Ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

    В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    3.Устав общеобразовательного учреждения.

    Читайте внимательно: в нем зафиксированы основные правила, по которым школа живет. В нем почти наверняка есть пункты, касающиеся чести и достоинства учеников и учителей. Родители имеют право ознакомиться с уставом школы (а также участвовать в его составлении и корректировке), поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки.

    4. Пункт 1 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ.

    В нем говорится, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина».

    То есть вы вправе требовать по суду опровержения обнародованных порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты.

    5. Другие документы могут применяться ситуативно.

    Например, если учитель не позволяет детям отлучиться по уважительной причине на уроке или не отпускает на перемену, это может трактоваться как нарушение санитарных норм и правил, которое негативно влияет на здоровье детей, как физическое, так и психологическое.

    Учитель отвечает за свои действия сам.

    Ученики до 16 лет, как правило, не могут быть привлечены к административной ответственности, но за них несут ответственность родители (опекуны).

    КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ВИНОВНИКА
    Оскорбление, унижение могут привести к штрафу в размере 3000 — 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).

    Оскорбление, унижение, совершенные публично (в том числе, в интернете), - штрафу 5000 — 10000 рублей.

    Доведение до самоубийства несовершеннолетнего (к сожалению, могут быть и такие ситуации) уже влечет уголовную ответственность — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (ст. 110 УК РФ).

    К сожалению, можно наткнуться на отрицание факта нанесенного вреда. Это могут делать учителя, администрация, другие родители. Поэтому важно собирать доказательства и не упускать даже самые мелкие нюансы.

    Поговорите со специалистами и вам обязательно помогут.

    Единый общероссийский телефон доверия: 8 800 2000 122

    Детский телефон доверия 8-800-2000-122

    ПАМЯТКА


    по организации действий работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений при обнаружении явных признаков жестокого обращения с детьми и подростками
    Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия

    •    Сообщить директору школы.
    •    Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).
    •    Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
    •    При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.
    •    Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.
    •    При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной
    ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
    •    При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    •    В образовательном учреждении должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП

    •    В образовательном учреждении необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).

    Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

     

    Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку


    •    Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;
    •    Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;
    •    Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;
    •    При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;
    •    Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком;
    •    При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;

     

    Явные признаки жестокого обращения с детьми:

    •    Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
    •    Следы сексуального насилия;
    •    Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
    •    Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
    •    Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома;
    •    Асоциальное поведение ребенка:
    »     Ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
    •    Ребенок побирается;
    •    Ребенок грязно или не по сезону одет;
    •    Наличие какой- либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми.
    •    Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
    •        Наличие информации   о фактах     вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

     

    Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:

    •    асоциальное поведение ребенка;
    •    ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
    •    у ребенка на теле травмы, следы насилия;
    •    ребенок побирается;
    •    ребенок грязно или не по сезону одет;
    •    семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
    •    наличие какой- либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми;
    •    наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
    •    наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

     

    Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком


    •    Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом директору школы.
    •    Информируются родители (законные представители).
    •    Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
    •    Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
    •    При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

     

    Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми


    1. Подробное  изучение     социально-педагогических     характеристик  классов     и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
    2.    Участие в работе методического объединения классных руководителей для
    своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
    3.  Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж)
    3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.)   на тему «жестокое   обращение   и   насилие»    с   использованием   законодательной   базы   об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение. 
    4. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов    жестокого    обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
    6.    При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.
    Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать контактные телефоны ППМС-центра, «Телефона доверия» и/или межведомственной группы экстренной психолого-педагогической помощи при Управлении образования, по которому можно получить оперативную помощь специалиста.
    7.    Обратиться в центр социально - психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.
    8.      Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
    1.    В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социально-реабилитационном центре, социальной гостинице или стационаре.
    2.    В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

     

    Основные задачи:


    •    Проводить    профилактические    мероприятия    по    предупреждению    жестокого обращения с детьми;
    •    Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
    •    Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
    •    Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

    Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.

    Психологическая помощь родителям

    Экстремизм и терроризм

    Методические рекомендации по суицидальному поведению

    Найдено: 10

    Информационно-профилактический материал

    Осторожно, тонкий лёд!

    Ежегодно в весенний период на водных объектах гибнут люди, в том числе дети. Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в данный период часто приводит к трагедии. Чтобы избежать несчастного случая, родителям необходимо уделять внимание своим детям.
    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ!
    Взрослому человеку вполне понятно, что передвижение по льду связано с большой опасностью. Необходимо объяснить ребенку, что игры на льду – это опасное развлечение. Не всегда весенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, а сразу может провалиться. Следует рассказывать детям об опасности выхода на непрочный лед, интересоваться, где ребенок проводит свое свободное время, не допускать нахождение детей на водоемах в весенний период. Особенно недопустимы игры на льду! Легкомысленное поведение детей, незнание и пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения – первопричина грустных и трагических последствий.

    РЕБЯТА!
    Не выходите на лед во время весеннего паводка.
    Не подвергайте свою жизнь опасности!!!
    на весеннем льду легко провалиться;
    быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
    весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

    В период весеннего паводка и ледохода запрещается:
    выходить в весенний период на водоемы;
    переправляться через реку в период ледохода;
    подходить близко к реке в местах затора льда;
    стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
    собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
    приближаться к ледяным заторам;
    отталкивать льдины от берегов;
    измерять глубину реки или любого водоема;
    ходить по льдинам и кататься на них;
    кататься на горках, выходящих на водные объекты.

    Безопасность дорожного движения

    ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ

    Уважаемые родители! Ежедневно, последовательно приучайте ребенка к уважению и соблюдению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, на собственном примере воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности.

    Повторите и закрепите с детьми правила перехода проезжей части дорог, ка выходить из общественного транспорта, учите ребенка смотреть "налево-направо" по несколько раз при переходе улицы, а также видеть скрытую опасность за разными предметами. 

    Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей!

    Усугубляют опасную обстановку на дорогах в зимний период условия плохой видимости, поэтому настоятельно рекомендуем обеспечить своих детей световозвращающими элементами на рюкзаках, одежде. Световозвращающие элементы могут снизить риск наезда транспортного средства на пешехода, так как он обнаруживается водителем со значительно большего расстояния.

    Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

    САМОУСТРАНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА - ПРЯМАЯ ДОРОГА К ТРАГЕДИИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ.

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

    Интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства»

    На сайте можно найти много полезной информации по профилактике ДДТТ, сказки по ПДД и методические разработки. На страницах газеты для детей открыта «школа безопасности», ответы на задания которой дети могут присылать в редакцию.


    На портале "Соблюдай ПДД" размещены уникальные задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД», информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения ПДД.


    На этом сайте размещены интерактивные ПДД, тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и уголок безопасности.


    Детский правовой сайт 

    На сайте в разделе «Азбука дорожной безопасности»  размещены ПДД и дорожные знаки для детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего возраста, обучающие видеофильмы.

    Дорожные знаки на «Детском правовом сайте».
     

    Азбука дорожной безопасности на «Детском правовом сайте». 


    Сайт «Азбука безопасности»

    Правила, советы, рекомендации специалистов о безопасности на дороге. Видеоролики, мультфильмы.


    Мультипликационный фильм «Шагай по правилам»


    Игра «Дорога в школу»


    Торопыжка на улице

    Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД России: энциклопедия, конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука.


    Портал детской безопасности «Спас-Экстрим»: методические пособия для учителей, основы безопасности жизнедеятельности, тесты и инфографика для детей, галерея детского творчества и другое.


    Информационные материалы о правилах безопасного поведения на дороге: полезные советы для пешеходов, основные дорожные знаки, правила поведения в общественном транспорте.

    Сайт газеты «Добрая дорога детства»

    Портал «Твой ребенок». Раздел о правилах дорожного движения

    Обучающие видеоролики для детей по ПДД  

    Портал "Город дорог"

    Портал "Дорога без опасности"

    Видеоролики, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием лиц, использующих средства индивидуальной мобильности (самокаты)


    Материал по тематике БДД

    Комплект информационно-образовательных материалов по тематике безопасного дорожного движения для работы с родителями состоит из трёх тематических видеороликов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для родительской общественности и методических рекомендаций для педагогов по работе с видеоматериалами.

    Видеоролики созданы с целью привлечения внимания родительской общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма и могут быть использованы во время проведения родительских собраний, индивидуальных встреч, профилактических бесед.

    Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической поддержки педагогическим работникам в вопросах организации работы с родительской общественностью по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации включают в себя информацию о формах и методах работы с родителями обучающихся по формированию правовой грамотности и примерные планы проведения занятий с использованием видеороликов.

    Смотреть / Скачать методические рекомендации

    Смотреть ролик в ВКонтакте

    Смотреть ролик в ВКонтакте

    Смотреть ролик в ВКонтакте

    Видеоролики про нашу жизнь!

    Антинаркотическая профилактика 

    Наркомания — болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть — вот последствия для здоровья в том и в другом случаях. Чаще всего употребление наркотических препаратов начинается в молодом возрасте, нередко к наркотикам и токсическим веществам приобщаются 10—12-летние дети.

    Здоровье - это твой личный ответственный выбор

    Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь. Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры. Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.

    Хочешь быть здоровым и успешным?

    Будь добрым и приветливым, вырабатывай позитивный взгляд на мир. Это располагает к тебе людей и продлевает жизнь. Правильно питайся, выбирай полезные продукты. Это добавляет до 20 лет жизни. Употребляй витамины. Они прибавляют 5-7 лет жизни. Употребляй продукты, содержащие клетчатку, которая очищает желудочно-кишечный тракт. (Плюс 5-7 лет жизни). Развивай свой ум, интеллект. Доказано, что люди с высшим образованием живут дольше. Тренируй естественные защитные силы организма. Занимайся спортом, больше двигайся, ходи пешком, закаляйся. Это добавляет ещё 7-10 лет жизни.

    Не разрушай своё здоровье и жизнь!

    Не будь злобным, угрюмым, не таи обид, избавляйся от негативного взгляда на мир. Это отталкивает людей и укорачивает жизнь. Помни: - неправильное, неполноценное питание делает жизнь короче. Недостаток движения, физических нагрузок, очень вредны. Откажись от курения, оно укорачивает жизнь не меньше, чем на 20 лет и делает человека больным. Не будь жертвой курильщиков. Пассивное курение (вдыхание табачного дыма) укорачивает жизнь до 10 лет. Не употребляй психоактивных веществ, разрушающих ткани мозга и весь организм (алкоголь, наркотики).

    Подростковая наркомания — очень серьезная медицинская и социальная проблема. К сожалению, с каждым годом с ней сталкивается все большее количество обеспокоенных родителей. Наркозависимость гораздо проще предотвратить, чем потом лечить, поэтому важно знать об основных факторах риска ее развития, то есть причинах, ведущих к появлению смертельно опасной болезни. Также необходимо уделять внимание проведению профилактических мероприятий.

    Почему возникает проблема
    У некоторых подростков психологи наблюдают нарушение эмоциональной привязанности к близким родственникам, в первую очередь — к матери и отцу. В результате дети растут с отсутствием базового чувства доверия к окружающему миру. У них нет внутренней гармонии. Некоторые не могут любить себя, все свои успехи оценивают только с позиции критики.

    В последующем у них появляются проблемы в общении со сверстниками. Им сложно найти единомышленников. Чтобы быть принятым в компанию, подросток готов на многое — даже на использование стимулирующих составов.

    Не стоит забывать о психологической незрелости старшеклассников, отсутствии у них четких жизненных ориентиров, слабой силе воли, максимализме, стремлении получить все и сразу. В пубертатный период дети склонны видеть мир сквозь призму ирреальности. Они не до конца осознают, к каким последствиям приведет их поведение.

    Ребята не хотят «отставать» от своих знакомых. Они стремятся повысить социальный статус путем демонстрации собственной взрослости, но выбирают для этого самые опасные методы — алкоголь, сигареты, наркотики.

    Методы профилактики наркомании у подростков

    Профилактика подростковой наркомании может быть первичной и вторичной. В первом случае речь идет об устранении факторов риска развития наркозависимости среди здоровых школьников, во втором — о недопущении возникновения зависимости, если факторы риска уже имеются.

    Ответственность за выполнение профилактических мероприятий должны нести не только медицинские службы, но и психологи, педагоги, родители, представители правоохранительных органов. Единой стратегии профилактики смертельно опасной болезни на сегодняшний день нет, да она и вряд ли возможна. Одни специалисты убеждены, что основной упор необходимо делать на просветительскую работу, другие говорят, что чрезмерное информирование, наоборот, привлекает внимание подростков к запрещенным веществам.

    Правда находится где-то посередине. Когда человеку просто говорят «нельзя» и «вредно», на уровне подсознания у него появляется мощное психологическое сопротивление. Никто не любит, когда ему что-то категорически запрещают. Поэтому развешивать везде плакаты с надписями, призывающими отказаться от наркотиков, бессмысленно.

    При этом вообще не затрагивать проблему также нельзя. В рамках профилактики нужно действовать так, чтобы у школьников не возник внутренний протест. Здесь помогут:

    интересные научные фильмы, в которых ученые рассказывают об изменениях, происходящих в организме после введения тех или иных препаратов;
    лекции, проводимые наркоманами, которые преодолели болезнь;
    художественное кино, где по сценарию школьники употребили наркотики, из-за чего столкнулись с очень печальными последствиями;
    посещение наркологических клиник, где врачи расскажут о мучениях пациентов.
    То есть не нужно говорить категорическое «нет». Вместо этого необходимо сразу показывать, почему наркотические вещества лучше обходить стороной. Когда ребенку предложат их попробовать на улице или на дискотеке, он, скорее всего, вспомнит те ужасы, о которых узнал, и откажется.

    С какого возраста следует начинать профилактику наркомании

         Не зря говорят: «Капля за каплей камень точит». Если постепенно убеждать в чем-то ребенка, то он обязательно в это поверит. Начинать профилактику, не допускающую распространения наркомании в кругах школьников и студентов, нужно заранее. Недопустимо ждать, пока учащемуся исполнится двенадцать или четырнадцать лет. В это время у него уже имеется свое мнение касательно вредных веществ, и оно может быть неправильным.

         Говорить детям о вреде психоактивных составов нужно уже в пять-шесть лет. Тогда они будут запоминать получаемую информацию, не подвергая ее критике. К моменту пубертата у них будет верное (резко отрицательное) отношение к наркотикам.

         Поиск альтернативы легкому «удовольствию»
    Дети любят эксперименты. Чтобы у них не возникла потребность в приеме стимулирующих препаратов или спиртосодержащих напитков, нужно грамотно направлять их энергию в верное русло.

    Спортивные секции по интересам, увлекательные экскурсионные поездки, оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, уход за бездомными животными в приютах, летние лагеря, посещение парков — все это способы повышения уровня «гормона счастья» (дофамина) в организме без использования наркотиков.

    Их нужно активно применять. Тогда у подростка не будут возникать мысли о «легком расслаблении».

    Также очень важно, чтобы у школьника были доверительные отношения с родителями и учителями. Он должен чувствовать, что его ценят и уважают, тогда не захочет обманывать надежды тех людей, которые его любят.

    Что делать, если подросток все-таки стал наркоманом
    Понять, что ребенок начал употреблять запрещенные вещества, можно по таким признакам:

    Признаки употребления 

    • скрытность, забывчивость;
    • неопрятный внешний вид, ношение объемной одежды черного цвета;
    • неадекватное поведение, грубость, отказ от общения с родственниками;
    • перепады настроения, частые вспышки немотивированной агрессии;
    • беспричинный смех;
    • странный взгляд, блестящие глаза, суженные либо, наоборот, сильно расширенные зрачки;
    • снижение успеваемости в школе/колледже;
    • утрата интереса к любимым хобби;
    • резкая смена круга общения;
    • склонность к воровству, лжи;
    • появление в личных вещах пакетиков с порошком или разноцветными таблетками, обожженных ложек, порезанных пластиковых бутылок, трубочек, шприцев и пр.

    Важно провести со школьником доверительную беседу и выяснить, действительно ли он использует наркотические препараты. Если ребенок откажется говорить, следует пригласить на дом сотрудника наркологического центра или вместе с ним отправиться к опытному специалисту в клинику.

    Родители должны понимать, что самостоятельно с детской наркоманией справиться они не смогут, поэтому важно сразу заручиться квалифицированной врачебной помощью. Чтобы о заболевании не узнали по месту учебы (для большинства мам и пап этот нюанс является очень важным), предпочтение рекомендуется отдавать частным наркологиям. В таких учреждениях любую медицинскую услугу можно получить на анонимных условиях, пациентов не ставят на наркоучет.

    Наркомания всегда лечится в стационаре. Если подросток останется дома, очень скоро он вновь начнет использовать наркотики. В клинике же за ним ведется круглосуточное наблюдение.

    Реаблитация .  В стандартный терапевтический план входят мероприятия по устранению симптомов «ломки», детоксикация, сеансы психотерапии, лекарственное или психотерапевтическое кодирование. Завершается лечение реабилитацией. Это самый длительный этап, который проходит в специализированном реабилитационном центре.

    Профилактика употребления психоактивных веществ и профилактика различных зависимостей

    Социальные ролики и документальные познавательные фильмы и мультфильмы, направленные на профилактику различных зависимостей: Ролики социальной рекламы для размещения на билбордах

    https://общее-дело.рф/materials/billboards

    https://общее-дело.рф/video

    https://общее-дело.рф/34937

    https://общее-дело.рф/34935

    https://общее-дело.рф/34942

    https://общее-дело.рф/34940

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie